катушки всегда разматывает первый
В пещере ходовик с
катушки всегда разматывает первый из ныряльщиков, а сматывает последний. Следите за тем, чтобы аквалангист, снимающий ходовик, был действительно последним, и никто из группы не остался бы при возвращении без ходового конца. Также ни при каких обстоятельствах нельзя допустить, чтобы кто-нибудь из группы плыл впереди аквалангиста, прокладывающего ходовик.
В подводных пещерах из-за сильной мутности воды или из-за поломки источника света может произойти резкое ухудшение или практически полная потеря видимости. Опыт спелеоподводников NSS показывает, что при плавании в таких условиях вдоль ходового конца много времени тратится на перестежки.
Делайте промежуточные точки крепления ходовика, только тогда, когда это действительно необходимо и перестежка предохраняет ходовик от попадания в узкие или неудобные для плавания части хода, но не более того. Для промежуточной точки крепления ходовика делайте на веревке только одну петлю и старайтесь использовать, по возможности, самый маленький зацеп. Перестежка должна быть сделана так, что бы ее без труда можно было пройти и в отсутствие видимости. Возможный срыв точки крепления должен приводить лишь к незначительному провисанию ходового конца.
Если вода прозрачная и нет угрозы внезапного взмучивания, то можно не держаться за веревку сомкнутыми в кольцо большим и указательным пальцами. Достаточно держать ходовик в поле зрения и не отплывать от него на расстояние большее, чем вытянутая рука так, чтобы в случае потери видимости сразу же схватиться за веревку. Муть в воде может появиться внезапно в результате неудачного взмаха ласты, удара пузырей воздуха о потолок или просачивания дождевых паводковых вод через трещины свода.
Если Вам надо пересечь ходовой конец, обходите его сверху, отводя ходовик в сторону от себя и от снаряжения. Запасной свет и снаряжение держите как можно ближе к себе. Никогда не плавайте под ходовым концом, так Вы можете в нем запутаться.
Разматывая или сматывая катушку, держите веревку внатяг, избегая слабины. Если веревка не натянута, то вероятность запутаться в ней увеличивается. Кроме того, из-за провисания веревки катушка может начать клинить. Если надо остановиться, чтобы, например, подрегулировать компенсатор, придерживайте барабан катушки пальцем. Это предотвратит самопроизвольное разматывание веревки, которое может привести к провисанию ходовика. Если Вы чувствуете, что не успеваете раскручивать барабан и слишком тяните за перила, замедлите скорость своего передвижения.
Если катушка начнет клинить, или произойдет какая-нибудь другая поломка, помните, что всегда можно закрепить катушку на ходовике и вернуться за ней в другой раз. Однако, старайтесь не оставлять после себя веревку в пещере. Неподготовленные ныряльщики могут по глупости воспользоваться ею.
Может показаться, что надежнее иметь две катушки и прокладывать двойные перила. Тогда вероятность обрыва уменьшается. Однако, спелеоподводники NSS убедились на практике, что не стоит этого делать., т.к. резко возрастает угроза запутывания в веревке.
Содержание раздела