годов была выпущена серия
Снаряжение непрерывно совершенствовалось, и к середине 1930-х
годов была выпущена серия аппаратов вплоть до «Э-5». Аппараты типа «Э» состояли из кислородного баллона, коробки с химпоглотителем, дыхательного мешка с травящим клапаном, клапанной коробки с клапанами вдоха и выдоха и двумя гофрированными трубками. При вдохе кислород из дыхательного мешка по трубке вдоха через клапан вдоха клапанной коробки поступает в легкие. Выдыхаемый газ через клапан выдоха и трубку выдоха попадает в патрон, заполненный химическим поглотителем известковым (ХП-И), где очищается от СО2, а затем — в дыхательный мешок. Пополнение кислорода в дыхательном мешке аппарата «Э-1» производилось вручную путем открытия вентиля кислородного баллона. Постепенно аппараты типа «Э» совершенствовались, ручная подача кислорода была заменена подачей с помощью байпаса, а затем в аппарате «Э-5» — также автоматической постоянной подачей.
В 1934 г. для проведения водолазных работ и спасения подводников был разработан и принят к эксплуатации гидрокомбинезон, полностью изолирующий тело водолаза от воды. Это сразу расширило возможности использования снаряжения с замкнутой схемой дыхания, позволило увеличить время работы водолаза под водой без риска переохлаждения, повысило безопасность самостоятельного спасения из подводной лодки, появилась возможность спусков в этом типе снаряжения в зимнее время. Кроме аппаратов типа «Э» были созданы новые аппараты ИПА-1 и ИПА-2 с резиновыми масками, изолирующими лицо водолаза от воды.
В 1936 г. появились новые, более совершенные конструкции снаряжения с замкнутой схемой дыхания: ВИА-1, ВИА-2 и ИПА-3. Были созданы также аппараты типа ВАП, И ПСА и ОСВОД.
Первый практический выход личного состава из погруженной подводной лодки был проведен с глубины 16 м 6 июля 1936 г. во время учения на Тихоокеанском флоте под руководством капитана 1 ранга Г.Н.Холостякова. Руководил подготовкой и выходом подводников военврач 3 ранга Н.К.Кривошеенко, а в разработке метода выхода и режима декомпрессии приняли участие С.П.Шистовский и Б.Д.Кравчинский. Под их руководством в 1938 г. водолазы И.И.Выскребенцев, Б.А.Иванов, Н.Н.Солнцев и Б.Е.Соколов впервые произвели выход из подводной лодки по буйрепу через торпедный аппарат с глубины 40 м и через рубку с глубины 70 м. В 1939 г. Б.Д.Кравчинским и С.П.Шистовским было разработано «Временное наставление по выходу людей из затонувшей подводной лодки».
В Военно-Морском Флоте (особенно на Черноморском флоте) стало быстро развиваться «легководолазное дело» — спуски с использованием снаряжения с замкнутой схемой дыхания. Водолазные аппараты стали применяться на надводных кораблях для осмотра подводной части кораблей и винтов, а также для работ в затопленных отсеках корабля. Снаряжение с замкнутой схемой дыхания нашло широкое применение и в народном хозяйстве, особенно на спасательных станциях.
В 1939 г. был принят на снабжение ВМФ гидрокомбинезон ТУ-1, имеющий шлем с очками. В этом же году был разработан один из лучших образцов автономных аппаратов - изолирующий спасательный аппарат морской ИСА-М, на базе которого в 1943 г. была выпущена усовершенствованная модель — ИСА-М-43.
В 1940 г. Дж.Ламбертсен разработал дыхательный аппарат с полузамкнутой схемой дыхания и постоянным потоком кислорода. Автор полагал, что в этом аппарате может использоваться для дыхания кислородно-азотная смесь.
В послевоенные годы продолжались работы по совершенствованию водолазного снаряжения с замкнутой схемой дыхания.
Содержание раздела